История прихода.

(по материалам книги Исчезнувшая обитель)

О Преподобном Андрее игумене Рафаиловском не знали даже местные жители, но благодаря изданному «Патерику сибирских святых» протоиерея Анатолия Дмитрука, который со вниманием был прочитан прихожанами православной общины села Битюки, стали появляться в прессе первые сведения. Вот как пишет об этом журналист Анна Панкова: «Мы снова и снова перечитывали эти скупые строки.

Честно скажем, долго испытывали некий духовный восторг от своего открытия – мы ходим по земле, по которой ходил святой! Он спускался к этой же речке, поднимался на эту же горку, видел этот же лес! Невероятно! Когда читаешь о святых каких-то других далеких мест – это кажется, более реально. Не так-то легко, оказывается, вполне вместить в современное сознание факт, что там, где живешь ты, жил человек, ставший святым, канонизированный Русской православной церковью. Конечно, это происходит оттого, что наша жизнь и святая жизнь – понятия уж очень несовместимые. Однако чувство, что мы обрели родную душу на Небесах, понемногу усваивалось, согревало нас здесь, на земле, на месте поруганного и оскверненного храма (община пыталась восстановить храм первоверховных апостолов Петра и Павла). Преподобный Андрей – вот кто найдет нам храмостроителей! Мы с радостью и надеждой включили в свою ежевоскресную обедницу в Битюках молитву преподобному Андрею, напечатанную в «Патерике». Ангельски на земли поживших И со ангельскими чинми на Небеси Ныне светло ликующих святых, В земле Сибирской просиявших, Песньми почтим: Радуйся, преподобный Андрее, Подвиги и молитвами твоими, яко звезды, Тьму полунощных стран озаривший. Ты моли о нас Предвечного Бога. И помощь от святого не замедлила явиться». (Сибирская православная газета).

Так в 2007 году, началось возрождение православной церковной жизни в Рафаилово. Жители стали собираться на дому у жительницы села Меримеи Анфимовны Жигаревой для совместной молитвы, а в день памяти преподобного Андрея 27 марта по инициативе Анны Евтифьевны Панковой был установлен на берегу Ялынки Поклонный крест, который, кстати сказать, сделал ее муж, староста прихода Битюковской церкви Алексей Владимирович; а икону преподобного Андрея написала их дочь Пелагея – на то время ученица иконописного отделения Тобольской Православной Духовной семинарии. Стал традиционным Крестный ход, в котором принимают участие не только жители Исетского района, но и паломники со всей Тюменской области. Искреннее желание отыскать все, что сохранилось о жизни преподобного Андрея, стало понемногу реализовываться в 2010году, и первой ступенькой стали те самые скупые строки из «Патерика». Как оказалось, строки эти автор Анатолий Дмитрук взял из труда «Историческое описание Московского Симонова монастыря» известного историка 19 века В.В. Пассека. Начиная в 2010 году свой поиск о хоть каких-то сведениях из жития преподобного Андрея, было принято решение посетить место его последнего служения — Симонов монастырь, но поскольку он по — прежнему находится практически в руинах и остановиться там на несколько дней не представлялось возможным, пунктом отправления стала Сергиева Лавра.

Отслужив молебен и приложившись к святым мощам преподобного Сергия, мы подошли за благословением к духовнику Лавры старцу Науму. На наше сетование о том, что от Рафаилова монастыря камне на камне не осталось, а о преподобном Андрее почти ни чего неизвестно, мы получили ответ, смысл которого стал ясен позднее: «Поезжай в Симонов к Андрею. Будет тебе камень. С него все и начнется». Какого Андрея имел ввиду старец, до сей поры загадка: может преподобного, а может и настоятеля Тихвинского храма протоиерея Андрея Горячева, а может и того и другого сразу. В 1991 году остатки Симонова монастыря были переданы Московской патриархии. Даже уничтоженный более чем на половину, монастырь представляет собой гигантский комплекс. Все его сооружения доведены до состояния руин, но то, что мы увидели, потрясло до глубины души. Под сводами храма Тихвинской иконы Божией Матери действует единственная в мире община глухонемых.

Все службы и требы проводятся здесь с сурдопереводом. Это невероятно, но здесь даже хор поет на языке жестов! То, что делают на свои мизерные пенсии по инвалидности прихожане, придало не только силы, но и заставило устыдиться своей нерешительности. Огромный Тихвинский храм внутри оказался уже приведенным в порядок, на сохранившемся участке внутреннего кладбища бережно складывается каждый осколок надгробий, от готовящихся к реконструкции зданий аккуратно отгребают и внимательно осматривают каждый пласт земли. «Здесь все свято, каждый камушек намолен великими подвижниками земли Русской» – говорит нам отец Андрей. Рассказываем о своих поисках, и просим взять хоть горсточку земли. «Зачем землю? Бери камень!» — благословляет отец Андрей. Этот камень и был привезен в Молельный дом села Рафаилово. Установили камень под иконой преподобного Андрея и после молитвы, стали прикладываться к нему. Спустя незначительное время почувствовали, что от камушка стало исходить благоухание, сначала еле уловимое, а затем все сильнее и сильнее. Потом заметили, что постоишь у камушка, прислонившись к нему лбом, и проходят головные боли, нормализуется давление, исчезают боли в суставах. Поставили в известность окормляющего священника иерея Вадима (Баранова), он, прибыв на приход, убедился и удивился происходящему.

Камушек продолжал время от времени благоухать и приносить облегчение, а то и исцеление страждущим. 27 марта 2012 года, в день памяти преподобного Андрея Рафаиловского при большом скоплении паломников (более пятисот человек), камушек заблагоухал ярко, насыщенно, казалось, что от него исходит благоухающее облачко. Мы не язычники, и прекрасно понимаем, что исцеляет не камень сам по себе, а Господь, но действует Он через этот зримый предмет в утешение и укрепление верующих. Камень, подаренный с места последнего пристанища преподобного Андрея в основание будущей церкви Рафаилово, дал новый толчок к возрождению духовной жизни селян. По молитвам святого угодника Божия игумена Андрея, многие рафайловцы приняли таинство крещения, стали жить церковной жизнью, устремились к духовному росту. Встал вопрос о благоустройстве благодатного источника, водичка из которого предпочиталась селянами за свои вкусовые качества. Источник этот, именуемый в народе ключик, находится на границе села, в ложбинке, окруженной березками и соснами. Знали о нем испокон веков. От монастырских ворот, через речку Ялынку, еще монахами были забиты деревянные сваи, и по ним проложены мостки прямо к самому источнику. Что водичка в нем непростая, жители знали, но святым, за советский период, почитать перестали.

Как рассказывают старожилы, источников в Рафайлово было четыре.

Один, почитаемый особо, исцеляющий от парши (псориаза), богоборцы залили бетоном, и где он находился сейчас, точно никто сказать не может. О том, что такой источник был, есть архивные сведения, но поскольку речь об источнике шла в контексте каких-то других сведений, и не были выписаны сразу, пока этот документ установить не удается.

Второй источник находился на западном краю села. Рядом с ним поставили ферму, а на месте самого источника сделали выгребную яму. Это старожилы помнят хорошо.

Третий источник находился на территории Свято-Успенской женской общины, созданной перед самой революцией в память о Рафаиловом монастыре, в трех верстах от самого Рафайлово. Этот источник есть и сейчас, но пользоваться им нельзя, поскольку он в собственности предприимчивых хозяев, разливающих целебную водичку с брендом «Рафаилов монастырь», и торгующих ею.

у святого источника, 11 апреля 2015г.

у святого источника, 11 апреля 2015г.

Четвертый источник тоже не раз за советский период подвергался различным экзекуциям (его засыпали, а он пробивался в другом месте), но поскольку советской власти удалось-таки убедить людей, что в ключике вода не особая, а просто чище, источник оставили в покое. Каждый приходящий сюда неумолимо окунается в необъяснимое очарование этого места. Умиротворенность, покой, и радость обволакивают тебя, словно какое-то незримое, но ощущаемое каждой клеточкой покрывало, отделяет тебя от безумного суетящегося мира. Наверное, это и есть присутствие благодати.

В 2011 году прихожане обратились к архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию с просьбой освятить источник. Был сделан анализ воды, который показал наличие повышенного содержания магния в водичке, может быть, поэтому в Рафаилово так много долгожителей? Началась подготовка к визиту Владыки, и за благоустройство источника взялся удивительный человек, много полезного и доброго сделавший для возрождения православия в Тюмени (он, кстати, на свои средства построил в соседнем селе Солобоево храм-часовню в честь великомученика Георгия Победоносца) Георгий Иванович Тимофеев. Был установлен колодец-купол, построены купель и кабинки для переодевания. В пятницу Светлой седмицы 2012 года при большом стечении паломников состоялся Крестный ход и Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил водосвятный молебен, источник был освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Просмотры (374)

Комментирование запрещено