Житие Преподобного Андрея Игумена Рафаиловского.

ИконаАндреяРафаилЖитие преподобного Андрея не было известно, и только в 2011году православной общине по крупицам удалось собрать архивные документы, свидетельствующие о земной жизни Рафаиловского подвижника. Особый интерес представляет сохранившаяся биография преподобного Андрея, написанная самим святым:

« Тобольской духовной консистории Тюменского Троицкого монастыря игумена Андрея

Извещение:

1) Нации я российской
2) из Санкт-Петербургских мещан
3) обучался славяно-российской грамоте читать и писать, больше ничему не обучался и других не учил
4) в монашество пострижен 1785года 6 сентября во Владимирской епархии во Флорищевой пустыни
5) послушание проходил клиросное и казначейское, а потом в 1790году по требованию Его высокопреосвященейшего правительствующего синода члена Гавриила митрополита Новгородского и Санкт- Петербургского переведен в Невский монастырь, где также в послушании клиросном и ключарническом. А в 1790году откомандирован был Его высокопреосвященством преосвященейшим архиепископом Екатиринославским в Екатиринославскую епархию для увещания старообрядцев и обращению их к православной церкви. И определен был синодальным в три монастыря настоятелем в Свято-Покровский, в Свято-Троицкий и в Свято — Рождественский и в прочии тамошние посады где и находился до сего 1794года. Присоединил показанных старообрядцев к церкви немалое количество для которых три церкви построил и освятил
6) от роду мне ныне 48 лет . 9 июля 1794года»
( ГАТО ф.и-85, оп.1, д.9,л.10)

Вплоть до 1804 года игумен Андрей будет управлять Рафаиловым монастырем: строить и перестраивать здания обители, наставлять братию и возвращать в лоно православной церкви старообрядцев, заполонивших тогда Исетскую провинцию. Затем, по решению архиепископа вместе с братией монастыря будет переведен в Иоанно-Введенский монастырь, где откажется от настоятельской должности, и уйдет в Московский Симонов монастырь.

Нужно заметить, что о Рафаиловском святом не знали даже местные жители, но благодаря изданному «Патерику сибирских святых» протоиерея Анатолия Дмитрука, который со вниманием был прочитан прихожанами православной общины села Битюки, стали появляться в прессе первые сведения. Вот как пишет об этом журналист Анна Панкова: «Мы снова и снова перечитывали эти скупые строки. Честно скажем, долго испытывали некий духовный восторг от своего открытия – мы ходим по земле, по которой ходил святой! Он спускался к этой же речке, поднимался на эту же горку, видел этот же лес! Невероятно! Когда читаешь о святых каких-то других далеких мест – это кажется, более реально. Не так-то легко, оказывается, вполне вместить в современное сознание факт, что там, где живешь ты, жил человек, ставший святым, канонизированный Русской православной церковью. Конечно, это происходит оттого, что наша жизнь и святая жизнь – понятия уж очень несовместимые.

Однако чувство, что мы обрели родную душу на Небесах, понемногу усваивалось, согревало нас здесь, на земле, на месте поруганного и оскверненного храма (община пыталась восстановить храм первоверховных апостолов Петра и Павла (авт.))…

Преподобный Андрей – вот кто найдет нам храмостроителей! Мы с радостью и надеждой включили в свою ежевоскресную обедницу в Битюках молитву преподобному Андрею, напечатанную в «Патерике»:

Ангельски на земли поживших
И со ангельскими чинми на Небеси
Ныне светло ликующих святых,
В земле Сибирской просиявших,
Песньми почтим:
Радуйся, преподобный Андрее,
Подвиги и молитвами твоими, яко звезды,
Тьму полунощных стран озаривший.
Ты моли о нас Предвечного Бога.

И помощь от святого не замедлила явиться.» («Сибирская православная газета»)

Так в 2007году, началось возрождение православной церковной жизни в Рафаилово. Жители стали собираться на дому у жительницы села Меримеи Анфимовны Жигаревой для совместной молитвы, а в день памяти преподобного Андрея 27 марта(по новому стилю) по инициативе Анны Евтифьевны Панковой был установлен на берегу Ялынки Поклонный крест, который, кстати сказать, сделал ее муж, староста прихода Битюковской церкви Алексей Владимирович; а икону преподобного Андрея написала их дочь Пелагея – на то время ученица иконописного отделения Тобольской Православной Духовной семинарии. Стал традиционным Крестный ход, в котором принимают участие не только жители Исетского района, но и паломники со всей Тюменской области. Искреннее желание отыскать все, что сохранилось о жизни преподобного Андрея, стало понемногу реализовываться в 2010году, и первой ступенькой стали те самые скупые строки из «Патерика». Как оказалось, строки эти автор Анатолий Дмитрук взял из труда «Историческое описание Московского Симонова монастыря» известного историка 19 века В.В. Пассека. В седьмой главе, названной «Погребенные в Симоновой обители» автор пишет: «Еще в глубокой древности монастыри были у нас светильниками Веры и просвещения среди тьмы язычества и дикости нравов. Великие Князья и знатные Бояре считали за счастие беседовать с богоугодными иноками; решаясь на великие предприятия, часто испрашивали благословения у своих духовников, или у простых отшельников от мира; чувствуя приближение последних дней жизни, многие из них воспринимали образ схимников. А по кончине погребались в монастырях и вообще в храмах Божиих…

Подобно сему и в Симоновой обители с первых времен ее основания, — погребались Цари, Князья, знатные вельможи и все, желавшие даже по смерти быть ближе в ея св. храмам…..

Описывая знаменитых предков, в давния времена погребенных в этом монастыре, не предадим забвению достойных вечной памяти особ, которыя скончались в конце прошлаго и в начале текущаго столетия; и которых останки хранит Симонова обитель в недрах своих до будущаго воскресения мертвых.

Подле алтаря Соборной церкви погребены:( далее идет перечисление погребенных особ, где под номером пять читаем) Игумен Андрей, бывший Настоятелем Рафаилова Троицкого монастыря Тобольской Епархии. Отказавшись от Игуменской должности, жил для духовного любомудрия с 1811года в Симоновом монастыре в глубоком смирении, подвигах благочестия и чистой любви к Богу и ближним. Преставился 1820года марта 14, на 75 году и погребен в сем монастыре» (Пассек. «Историческое описание Московского Симонова монастыря. Москва., 1843г,. стр.98, 100, 102,107)

Именно эта надпись послужила основанием к тому, что в богоборческое время, санкцию на полное уничтожение Рафаилова монастыря выдал не как обычно Уральский облисполком, а ВЦИК. Предыстория этого события напрямую связана с Московским Симоновым монастырем.

 

Просмотры (163)

Комментирование запрещено